С большим
удовольствием изучила еще раз программу.
В тексте Примерной образовательной программы есть следующие фрагменты, которые связаны с проектной деятельностью:
В тексте Примерной образовательной программы есть следующие фрагменты, которые связаны с проектной деятельностью:
- программа
духовнонравственного развития и воспитания направлена на организацию
нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную,
внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся…(с.8)
-получение
первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми —
представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и
образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения
национальнокультурных праздников);(с.21)
-расширение опыта
позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных
праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными
представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, (с.22)
-учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов); (с.23)
-получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;
-учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов); (с.23)
-получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;
-участие в создании
и реализации коллективных природоохранных проектов;(с.24)
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (с.24)
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (с.24)
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится: …
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и
обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на
основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.(с.43)
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; (64)
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.(с.65)
• в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; (64)
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.(с.65)
• в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
• овладеют начальными формами познавательных
универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения;
• получат
первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности
на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий:
целеполагания и планирования предстоящего практического действия,
прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления
контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать,
преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;(с.74).
Проектной деятельности уделяется большое внимание, т.к. она позволяет достигать метапредметных результатов.
Проектной деятельности уделяется большое внимание, т.к. она позволяет достигать метапредметных результатов.
Проектная
деятельность является интенсивным видом деятельности, синтезирующим в себе
элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной,
учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности (Н.В. Матяш).
В рамках процесса
обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию,
нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной
практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством
системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Проектные задачи могут быть инструментом оценки – этому есть подтверждение в тексте Примерной программы:
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
Проектные задачи могут быть инструментом оценки – этому есть подтверждение в тексте Примерной программы:
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять
учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать
практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и
искать средства её осуществления (с.178)
Портфель достижений… В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами(с.184)
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно
включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ —… по литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике —… оформленные результаты мини-исследований…
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества;
• по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, продукты собственного творчества, (с. 184-185)
В результате проделанной работы я пришла к выводу, что с введением ФГОС в программу введены уроки-проекты по всем предметам.
Проектная деятельность
введена и во внеклассную работу.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы- носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы- носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями
для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением
урока и предполагает участие всех учащихся.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном
кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они
включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий, значительное внимание должно
уделяться проектной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию
общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а
также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого
ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой
информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует
свою деятельность (рефлексия).
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса
«Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности,
нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или
иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику
самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками
информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная
деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный
характер. Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в ходе
которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.
Исследовательская проектная деятельность младших
школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере
ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и
фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, проведение
фенологических наблюдений, наблюдений за своим организмом, выявление влияния
деятельности человека на природу, знакомство с региональной топонимикой,
определение конкретных связей истории и культуры своего края с общероссийской
историей и культурой, моделирование социокультурных ситуаций в ценностном
контексте традиционной культуры народов своего края.
Заметим, что проектная деятельность при изучении курса
«Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
- во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
- во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
- в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила
групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся
коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе,
аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с
различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной
компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В содержании проектной деятельности должно быть
заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что
обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
Ниже в таблице представлены примерные направления
проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и
особенности ее организации на примере Астраханской области. По усмотрению
учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности
могут быть изменены в соответствии со спецификой природы и культуры региона.
|
Примерные направления проектной деятельности
|
Формы и особенности организации проектной
деятельности
|
|
Объект исследования: объекты и
явления природы
|
|
|
Сезонные
явления природы
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Солнце,
Луна и звездное небо в различные сезоны года
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Погода Астраханской области
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Чем богата
Астраханская область
|
Групповая
(экскурсия в природу )
|
|
Почвы
Астраханской области
|
Групповая
(экскурсия в природу )
|
|
Растения
Астраханской области
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Культурные растения Астраханской области
|
Индивидуальная
(наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)
|
|
Грибы
Астраханской области
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Местные
виды насекомых
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Разнообразие
и поведение рыб
|
Индивидуальная (домашнее задание)
|
|
Местные
виды птиц
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Образ
жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
|
Индивидуальная (домашнее задание)
|
|
Домашние
животные вокруг нас
|
Индивидуальная
(наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)
|
|
Поведение
домашних животных (на конкретном примере)
|
Индивидуальная (наблюдение)
|
|
Экологические
связи в природе
|
Индивидуальная
(наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)
|
|
Местная
экосистема (лес, водоем, луг или др.)
|
Групповая (экскурсия)
|
|
Влияние
факторов среды на рост и развитие растений
|
Индивидуальная
(домашнее задание — проведение опытов и наблюдений)
|
|
Объект исследования: деятельность
человека в природе
|
|
|
Хозяйственная
деятельность людей в Астраханской области
|
Индивидуальная (беседы с родителями, изучение
литературы),
групповая
(посещение предприятий)
|
|
Влияние
деятельности человека на экосистемы Астраханской области
|
Групповая (экскурсия)
|
|
Правила
поведения в экосистеме
|
Групповая (экскурсия)
|
|
Редкие и
исчезающие виды растений и животных Астраханской области
|
Индивидуальная
(работа с литературой), групповая (экскурсия)
|
|
Природоохранная
деятельность человека в Астраханской области
|
Индивидуальная
(беседы с родителями, изучение литературы), групповая (экскурсия)
|
|
Связь
между состоянием природы и здоровьем человека
|
Индивидуальная
(беседы с родителями, изучение литературы)
|
|
Объект исследования: организм
человека
|
|
|
Изменение частоты пульса в течение суток
|
Индивидуальная (домашнее задание)
|
|
Изменение температуры тела в течение дня
|
Индивидуальная (домашнее задание)
|
|
Режим дня
младшего школьника
|
Групповая, индивидуальная
|
|
Рациональное
питание младшего школьника
|
Групповая
|
|
Источники
шума вокруг нас
|
Групповая, индивидуальная
|
|
Объект исследования: игры народов
России и мира
|
|
|
Игры наших
дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
Сезонные игры разных народов
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
Сезонные
игры народов разных регионов России и мира
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
Игры с
семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
Объект исследования: семейная
культура
|
|
|
Моя
родословная
|
Индивидуальная
|
|
Наш
семейный альбом
|
Индивидуальная
|
|
Рецепты
домашней кухни
|
Индивидуальная
|
|
Мир наших увлечений
|
Индивидуальная
|
|
Семейные
путешествия
|
Индивидуальная
|
|
Объект исследования: Россия и мир
на карте
|
|
|
Имена
родного края
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
История в
названиях рек, морей, океанов
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
Прошлое в названиях городов России
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
История в
названиях городов мира
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
Объект исследования: великие люди
России и мира
|
|
|
Чье имя
носит моя улица?
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая
|
|
Музей
моего земляка
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Памятники
Астраханской области
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (экскурсия)
|
|
Памятники
столицы России
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (заочная экскурсия)
|
|
Памятники
столицы (название конкретной страны)
|
Индивидуальная
(домашнее задание), групповая (очная или заочная экскурсия)
|
Системно, последовательно, углубленно внеурочная
проектная деятельность детей, связанная с содержанием курса «Окружающий мир»,
может быть организована в рамках работы факультативов, школьных кружков и
студий. Например, возможность такой системной организации предоставляют
факультативы, кружки, студии, программы которых ориентированы на изучение традиционной
культуры народов России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий