суббота, 25 октября 2014 г.

Работа с текстом примерной образовательной программы



С большим удовольствием изучила еще раз программу.
В тексте Примерной образовательной программы  есть следующие фрагменты, которые связаны с проектной деятельностью:
- программа духовнонравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся…(с.8)
-получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национальнокультурных праздников);(с.21)
-расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, (с.22)
-учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов); (с.23)
-получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;
-участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;(с.24)
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (с.24)
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится: …
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.(с.43)
  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; (64)
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.(с.65)
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
 • овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;(с.74).

  Проектной деятельности уделяется большое внимание, т.к. она позволяет достигать  метапредметных результатов.
Проектная деятельность является интенсивным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности (Н.В. Матяш).
В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

 Проектные задачи могут быть инструментом оценки – этому есть подтверждение в тексте Примерной программы:
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
 способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления  (с.178)

Портфель достижений… В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами(с.184)
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно
включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ —… по литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике —… оформленные результаты мини-исследований
по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото-  и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества;
по технологии — фото-  и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, продукты собственного творчества, (с. 184-185)

В результате проделанной работы я пришла к выводу, что с введением ФГОС  в программу   введены уроки-проекты по всем  предметам.
Проектная деятельность введена и во внеклассную работу.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы- носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер. Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.
Исследовательская проектная деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, проведение фенологических наблюдений, наблюдений за своим организмом, выявление влияния деятельности человека на природу, знакомство с региональной топонимикой, определение конкретных связей истории и культуры своего края с общероссийской историей и культурой, моделирование социокультурных ситуаций в ценностном контексте традиционной культуры народов своего края.
Заметим, что проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
  • во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
  • во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
  • в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
Ниже в таблице представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации на примере Астраханской области. По усмотрению учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности могут быть изменены в соответствии со спецификой природы и культуры региона.
Примерные направления проектной деятельности
Формы и особенности организации проектной деятельности
Объект исследования: объекты и явления природы
Сезонные явления природы
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Погода Астраханской области
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Чем богата Астраханская область
Групповая (экскурсия в природу )
Почвы Астраханской области
Групповая (экскурсия в природу )
Растения Астраханской области
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Культурные растения Астраханской области
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)
Грибы Астраханской области
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Местные виды насекомых
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Разнообразие и поведение рыб
Индивидуальная (домашнее задание)
Местные виды птиц
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
Индивидуальная (домашнее задание)
Домашние животные вокруг нас
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)
Поведение домашних животных (на конкретном примере)
Индивидуальная (наблюдение)
Экологические связи в природе
Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)
Местная экосистема (лес, водоем, луг или др.)
Групповая (экскурсия)
Влияние факторов среды на рост и развитие растений
Индивидуальная (домашнее задание — проведение опытов и наблюдений)
Объект исследования: деятельность человека в природе
Хозяйственная деятельность людей в Астраханской области
Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы),
групповая (посещение предприятий)
Влияние деятельности человека на экосистемы Астраханской области
Групповая (экскурсия)


Правила поведения в экосистеме
Групповая (экскурсия)
Редкие и исчезающие виды растений и животных Астраханской области
Индивидуальная (работа с литературой), групповая (экскурсия)
Природоохранная деятельность человека в Астраханской области
Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая (экскурсия)
Связь между состоянием природы и здоровьем человека
Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы)
Объект исследования: организм человека
Изменение частоты пульса в течение суток
Индивидуальная (домашнее задание)
Изменение температуры тела в течение дня
Индивидуальная (домашнее задание)
Режим дня младшего школьника
Групповая, индивидуальная
Рациональное питание младшего школьника
Групповая
Источники шума вокруг нас
Групповая, индивидуальная
Объект исследования: игры народов России и мира
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Сезонные игры разных народов
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Сезонные игры народов разных регионов России и мира
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Объект исследования: семейная культура
Моя родословная
Индивидуальная
Наш семейный альбом
Индивидуальная
Рецепты домашней кухни
Индивидуальная
Мир наших увлечений
Индивидуальная
Семейные путешествия
Индивидуальная
Объект исследования: Россия и мир на карте
Имена родного края
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
История в названиях рек, морей, океанов
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Прошлое в названиях городов России
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
История в названиях городов мира
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Объект исследования: великие люди России и мира
Чье имя носит моя улица?
Индивидуальная (домашнее задание), групповая
Музей моего земляка
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Памятники Астраханской области
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)
Памятники столицы России
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (заочная экскурсия)
Памятники столицы (название конкретной страны)
Индивидуальная (домашнее задание), групповая (очная или заочная экскурсия)
Системно, последовательно, углубленно внеурочная проектная деятельность детей, связанная с содержанием курса «Окружающий мир», может быть организована в рамках работы факультативов, школьных кружков и студий. Например, возможность такой системной организации предоставляют факультативы, кружки, студии, программы которых ориентированы на изучение традиционной культуры народов России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий